Юлия Зарицкая-Дудко
Редактор Luxplanet

Габриэль Лерман: "За два года ОМКФ может стать Восточноевропейским Берлинале"

Для украинского кинематографа нынешний год знаковый.

В рамках международного кинофестиваля  в Одессе был проведен кинорынок, призванный стать площадкой для профессионального общения кинодистрибьюторов с кинотеатрами, а также для представителей киностудий, творческих и профессиональных союзов, компаний, предоставляющих услуги и технику для киноиндустрии, профильных средств массовой информации. А также питчинг среди украинских кинопроектов. Плюс Одесский международный кинофестиваль получил знак отличия от Голивудской ассоциации зарубежной прессы (HFPA) - одного из самых авторитетных в мире международных сообществ журналистов, которые уже почти 70 лет в Лос-Анджелесе вручают престижную премию в сфере кино и телевидения - "Золотой Глобус". Про свое открытие украинского кинематографа, а также про секреты «Золотого глобуса» и новые тренды кинематографа РБК - Украина рассказал  представитель «Золотого глобуса» от испаноязычного издания Габриэль Лерман.

- Сеньор Габриэль, как лично Вы для себя открыли украинский кинематограф и ОМКФ в частности?

 

- Все зависит от конкретного фильма, не могу сказать о каком-то общем впечатлении от потока фильмов. Фильм можно сделать с наилучшими намерениями, но должна произойти какая-то магия, которая его оживит. Могу сказать, что в этот раз я пока не увидел ничего достойного. Но я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы говорить на эту тему, потому что не так уж много я видел. Украинское кино – явно не мой конек.

 

Я вообще нашел этот фестиваль в Интернете, потом представил его совету и мой выбор одобрили. Что это означает для фестиваля – он имеет определенную важность. Надо сказать, что мы не приезжаем по приглашению, мы полностью оплачиваем наше пребывание. Т.е. это означает, что фестиваль важен для нас. Означает, что пусть не каждый год, но будет приезжать представитель голливудской иностранной прессы, и он будет искать те фильмы, которые можно будет впоследствии номинировать на «Золотой глобус». Опять-таки, это ставит фестиваль в один ряд с Каннами, Венецианским, Сан-Себастьяном, т.е. мы не ездим на любой фестиваль, он должен иметь определенный вес.

 

- Т.е. украинские фильмы, которые будут показывать, могут быть отобраны на «Золотой глобус»?

 

- Если есть какой-то фильм, который не будут показывать в США, это значит, что я подойду к режиссеру или директору фестиваля и скажу ему, что у вашего фильма есть шанс, представьте его на "Золотой глобус". Т.е. мы каждый год приезжать не будем, но раз мы этот фестиваль отметили, хотелось бы, чтобы его представители обращались прямо к нам и предлагали украинские фильмы на номинацию. Очень важно время, потому что есть правила номинации на «Золотой глобус». Уже было несколько случаев, когда я видел настоящие шедевры, а режиссеры просто не следовали срокам и пропускали номинацию.

 

Мы журналистская ассоциация. Наше дело – привлечь внимание к какому-то определенному фильму. Но понятно, что если украинский фильм получит какую-то награду или упоминание, вполне возможно, что голливудский продюсер заинтересуется и сможет предложить копродакшен. Но мы не будем искать сами продюсера.

 

- Какой основной источник финансирования «Золотого Глобуса» и какой его общий бюджет?

 

- Финансирование идет за счет доходов с соответствующего телешоу. Из этих заработанных денег Ассоциация каждый год выдает миллион долларов или даже больше различным киноорганизациям. Это различные организации, кто-то из них входит в состав Ассоциации всего 7 лет, а есть такие, которые работают там уже 40 или 50. Бюджет!? За каждый год за шоу получаем около 6 млн. долларов.

 

- Как происходит определение фильмов-победителей?

 

- Нет определенного жюри, все работает по схеме «Оскаров» или «Эмми». Или «Грэмми». За каждой из них стоит ассоциация. Для «Грэмми» это Академия музыки, для «Эмми» - Телеакадемия, для «Оскара" - Киноакадемия. И наша ассоциация полностью голосует за эти фильмы, но у нас всего лишь 90 людей.

 

Мы как журналисты смотрим очень много фильмов, делаем интервью с кинозвездами и перед ними тоже смотрим фильмы - готовимся. У нас есть очень большой календарь, когда тот или иной фильм выходит - целый год фактически как один большой кинофестиваль. Где-то в декабре мы получаем специальную книгу от дистрибьюторов, от продюсеров, в которой они представляют свои фильмы на номинацию, и из этой книги мы и должны выбрать.

 

И участвуют в процессе выбора не только те фильмы, которые мы видели, а любой, представленный на номинацию. Что касается иностранных фильмов, то тут есть отличие от «Оскаров», потому что «Оскар» ограничивает представление фильмов в номинации одним фильмом на страну. У нас такого нет, представлять можно сколько угодно. Очень важно знать, как этот процесс происходит – если есть достойный украинский фильм, то заявка должна быть подана в нужный момент.

 

- Предположим, я представляю украинский фильм. Вы мне можете мне объяснить процедуру, как попасть в номинацию?

 

- Очень просто – где-то в октябре нужно связаться с Ассоциацией. Ну и после этого нужно отправить просмотровку, у нас 90 человек - кто-то да посмотрит. На "Оскаре" намного сложнее попасть в номинацию.

 

Нет такого, чтобы кто-то отчитывался по фильмам. Но если я увидел фильм, и он мне понравился – то я буду за него голосовать. И конкурс очень напряженный. Иногда в категории иностранных фильмов бывает до 300 претендентов.

 

- Один человек – один голос?

 

- Мы общаемся, поэтому идет обмен мнениями, а потом голосование. Чтобы понять, как это работает, есть смысл посмотреть на список номинаций прошлых лет и сравнить с "Оскарами". На самом деле я тоже журналист. И прежде чем я присоединился к этой Ассоциации, я задавал себе точно такие же вопросы, как вы задаете сейчас.

 

Но за год не так уж много хороших фильмов выходит. Опять-таки, все такие же киножурналисты, как и я, и если этим заниматься на постоянной основе - то очень яркие вещи, достойные номинации, не пропустишь. И по поводу иностранного кино – не важно, откуда оно. Самое худшее, что можно сделать - начать размышлять, из какой оно страны. Главное - чтобы это было хорошее кино.

 

- Тренды последних лет?

 

- На самом деле нужно разграничивать понятия. И отдельно рассматривать иностранное кино. Что вообще отличает «Золотой Глобус» от других наград - у нас есть отдельные категории для комедии и мюзикла. Иногда это усложняет выбор, потому что фильмы эклектичны и состоят из многих элементов. Иногда легко сказать, что это комедия - но бывает и драма с элементами комедии, и наоборот. И номинирование на комедию и мюзикл может быть сложным.

 

Что касается иностранных кинофильмов, то я не знаю почему, но в основном выигрывают драмы. Если вы смотрели список победителей этого года, победил в номинации "Иностранное кино" датский фильм, очень драматичный. А красивая испанско-мексиканская копродукция была на мой вкус слишком драматичной. Но тоже была номинирована.

 

- Т.е. процесс номинирования достаточно хаотичный?

 

- Обсуждения особого нет, просто голосование – длительный процесс. Но существует комитет, который распределяет фильмы по категориям. А есть фильмы, которые находятся на грани жанра. Но если посмотреть на «Оскары» - обычно драмы номинируют и драмы побеждают. Вообще комедиям там очень тесно. И «Золотой Глобус» обычно приносит признание комедиям, которое получить очень сложно. И это очень хорошо для Одесского кинофестиваля, потому что здесь есть акцент на юморе.

 

- Сколько всего человек входит в номинационный комитет?

 

- Думаю, четыре-пять человек. На самом деле у нас проходят встречи каждый месяц. Если есть сомнения, как категоризировать тот или иной фильм – в обсуждении принимают участие все. Потому что согласно правилам, должно быть 65% комедийного, чтобы фильм попал в категорию комедии. У меня нет точных цифр, их можно поискать - но это математические, логические правила.

 

- За время работы в Ассоциации какое голосование было для вас самым сложным?

 

- Для меня самое сложное голосование – по телевидению. Потому что у нас есть категории лучшего мини-сериала, лучшего телешоу и т.д. Я киножурналист и мало занимаюсь телевидением. Это не совсем мое, поэтому сложно. Кроме того, в Америке сейчас идет такой процесс - то, что было независимым фильмом, переснимается как телесериал. Берутся те же самые актеры, режиссеры и т.д. - из-за бюджета. Особенно это касается кабельного телевидения. И они делают действительно замечательные вещи. Но в телевидении столько мини-сериалов, телешоу, телефильмов, что конкурс очень большой. Потому что если понравилось 20 вещей и нужно выбрать 5 – от 15 понравившихся придется отказаться.

 

- А почему по поводу «Оскара» большие сомнения бывают в победителях, а насчет «Золотого Глобуса» особых возмущений никогда не было?

 

- Это вопрос важности. Это более статусная награда. И, кроме того, кинопресса интересуется гламуром, вечеринками, кто пришел, что там было. Не знаю, смотрели ли вы «Золотой Глобус» - это как киновечеринка…

 

«Оскары» проводятся в театральной обстановке. «Золотой Глобус» более расслабленный. Люди просто сидят за столиками вокруг сцены. Пока идет реклама, люди общаются друг с другом, ходят, идут перекусить. Это как большая вечеринка: повернулся направо – Брэд Питт, налево – Антонио Бандерас, в туалете натыкаешься на Моргана Фримана... И, кроме того, после этого в отеле проходит шесть вечеринок одновременно. И многие звезды, которые не были на церемонии, потому что не были в тех фильмах, которые были номинированы, потом все равно приходят на вечеринку.

 

И когда кинопресса рассказывает о «Золотом Глобусе» - это такой светский акцент на тему кто там был, в чем одет и что пил. И, тем не менее, он все равно остается важной наградой. Есть что-то, что я как журналист описываю как «гонка за наградами». Она обычно начинается в начале декабря, и получение «Золотого Глобуса» является очень важным этапом этой гонки. Естественно, самая желаемая награда для любого фильма и любой звезды – это «Оскар». Но в 90% случаев, для того чтобы получить «Оскар», нужно сначала выиграть «Золотой Глобус».

 

Это не потому, что Киноакадемия ждет, пока мы скажем свое мнение. Но обычно победителей «Золотого Глобуса» объявляют тогда, когда начинается процесс номинирования на «Оскар». И те 5000 людей, которые голосуют за «Оскар», обращают внимание на наш выбор. Но это одна теория. Другая - просто не так уж много хороших фильмов. Не знаю, почему так происходит, но происходит именно так.

 

- При такой системе подкуп вообще невозможен?

 

- Я могу сказать, что как минимум мне никто ничего не предлагал, разве что выпить. Естественно, нужно провернуть определенную работу, чтобы привлечь внимание людей, которые смотрят просмотровки и тех, кто ходит на показы. Но такая же система работает и в «Оскарах». Если бы были взятки, я бы уже разбогател и занимался чем-то другим. Но как только мы закончим разговор, мне надо возвращаться в номер и писать. У меня много заданий.

 

- Что вам дает участие в Ассоциации?

 

- Хороший доступ к звездам. Я лос-анжелесский корреспондент испанской газеты «Дейли Лавангуардия». Я работаю на «Ридерз Дайджест» в Мексике, и у меня есть много важных выходов. Но все-таки есть люди, с которыми очень сложно, потому что они не хотят говорить с прессой. Но с нашей Ассоциацией они все равно общаются. И я получаю тот материал, который бы не получил, если бы работал просто через свое издание.

 

- При каких обстоятельства Вы попали в Ассоциацию, сколько вы уже там?

 

- Это очень сложно. В течение девяти лет я пробовал трижды. В первую очередь нужно быть корреспондентом иностранного издания, вы должны быть также известны в индустрии. И предоставить рекомендации и надеяться, что выберут тебя. Я уже 7 лет в Ассоциации. Я начал работать журналистом в США в 1992 г., так что уже 20 лет здесь. Вообще я из Аргентины и работал журналистом сначала там. Так что уже 30 лет журналистского опыта.

 

- Т.е. после получения анкеты и рекомендаций Ассоциация голосует?

 

- Да, все участники голосуют. Комбинация везения, насколько вы им нравитесь, насколько хороши рекомендации. Поэтому это непросто. По-моему, украинцев у нас нет. Есть четверо россиян. Один из них – секретарь Ассоциации. Я с ним общался, у него украинские корни.

 

- Кто преобладает?

 

- Много итальянцев. Но вообще в целом равное представительство. Зависит от страны и есть ли у нее возможность, чтобы человек постоянно находился в Лос-Анжелес. Мы бы хотели, чтобы у нас был кто-то из Африки. Но пока это в основном Египет или Тунис, т.е. страны, которые могут себе это позволить.

 

- Это дорого?

 

- Сейчас мы живем во время Интернета. В принципе, зачем платить журналисту, если можно и так взять любой материал? Мы все с этим боремся, потому что времена меняются. В 50-х гг. было по-другому – если не было кого-то на месте, то просто не получали никакой информации. Но сейчас, если вы где-нибудь в Беларуси и вам нужен какой-то материал – нет смысла оплачивать корреспондента в Лос-Анжелесе. И это работает против нас как Ассоциации, которая старается иметь глобальное представительство.

 

- Ваше отношение к украинскому кино, и когда украинский фильм может попасть в номинацию и выиграть?

 

- Это может быть и в следующем году. Зависит от конкретного фильма. Для меня сесть и посмотреть хороший фильм - лучшая награда. И почему хороший фильм может быть не отсюда?

 

- Прогноз какой-то есть?

 

- На самом деле, я пытаюсь найти на это ответ. Я вырос на очень хороших русских фильмах, но сейчас даже не могу составить себе представления о кино украинском, да и русское уже не то. Но я могу сказать, что вы точно поймете, когда появится фильм, который этого стоит. Когда фильм станет хитом в Украине и начнет выигрывать призы на кинофестивалях – тогда у него будет большое будущее во всем мире. Дело не в этнической принадлежности, а в хорошем фильме. Я знаю, что вам нужна конкретика, извините, что не могу ее дать.

 

- Европейское кино сейчас на подъеме?

 

- Да, и несмотря на то, что я здесь представляю Голливуд – я полностью за интернациональное кино. И национальное кино. Чтобы каждая страна была представлена. Потому что если у нас останется только голливудское кино – это будет очень скучно.

 

- Голливудские тренды?

 

- У нас сложные времена впереди. У меня двое детей, у меня 11 и 8. И большая часть того, что сейчас производит Голливуд – либо для них, либо для подростков 14-15 лет. И проблема в том, что студии, у которых есть большие деньги – сосредотачиваются именно на таких фильмах. Если мы говорим о деньгах, даже если какой-то фильм получает «Оскар» или «Золотой Глобус», он все равно не заработает даже близко столько денег, сколько «Трансформеры» или «Гарри Поттер». Я иду со своими детьми в кино и с самого начала знаю, чем все закончится.

 

 Я знаю, кто победит и кто проиграет. Самый главный злодей умрет, а хороший парень получит девушку. И честно, я очень хочу как человек, который любит кино, увидеть кино, в котором выиграет плохой парень или хороший парень не получит девушку. Или когда вообще нет хороших и плохих. Тут показывали фильм "Звуки шума" - это не идеальный фильм, но показывает, что можно пойти по новой дороге. К сожалению, все зависит от экономических факторов.

 

- Т.е люди будут в будущем вынуждены смотреть подростковое кино?

 

- На самом деле такая тенденция. В прошлом году я писал в газете о фильме «Начало». Потому что это высокобюджетный фильм, который рассказывал другую историю. И я подумал, что его сборы по кинотеатрам будут определять то, какие фильмы мы будем смотреть в будущем. К счастью, фильм заработал достаточно денег, поэтому мы можем в будущем ожидать подобного. Но, конечно, это не сравнится с тем количеством денег, которые "Гарри Поттер" поднял за прошлую неделю. И студии будут искать новых "Гарри Поттеров". Поэтому нам придется их смотреть.

 

В завершении разговора немного об украинском кино. Как вы считаете, насколько важны инвестиции? Украинскому кино не хватает инвестиций, кадров, идей, школы?

 

- К сожалению, кино - это деньги и мировой бизнес. Конечно, можно творить и без денег, есть очень большое количество примеров. Но финансирование будет создавать хорошие фильмы. Например, израильское кино. Это очень маленькая страна, 3 млн. или около того. Но государство предоставляет очень хорошие возможности и финансирование. А таланты идут за ним. И я уверен, что у вас здесь очень много чудесных режиссеров и актеров. Но в любом случае, то, насколько легко взять проект и сделать из него фильм - будет диктовать будущее кино в Украине. В США нет государственного финансирования кино, это полностью рынок и коммерция. В странах поменьше, где бороться на рынке сложнее - там очень важно государственное финансирование. И я должен сказать, что лучший иностранный фильм по версии "Оскаров" и "Золотого Глобуса" - датский фильм. И он получил государственное финансирование.

 

- Т.е. есть две схемы – либо государство финансирует, либо мы делаем как в США, за счет авторских прав.

 

- Да, но я не знаю, насколько прибыльным может быть кино в Украине. Потому что это чисто бизнес-инвестиция. Потому что если вы делаете кино в США - вы знаете, что потом его увидят по всему миру. Поэтому такая бизнес-система является более подходящим. Но здесь, мне так кажется, вам нужна помощь. Когда вы создадите сильную киноиндустрию, то сможете заниматься и продажами за границу.

 

- Т.е. сколько должно быть на 45 млн. человек кинотеатров?

 

- Это все зависит не от кинотеатров, а от людей. Я не знаю, как здесь, но в европейских и латиноамериканских странах идет борьба местных фильмов с голливудским продакшеном. Я не знаю об этом рынке, но если у вас 45 млн. людей - я думаю, вы справитесь. Но как привлечь местное население смотреть украинские фильмы - я этого не знаю. Расскажите - я научусь.

 

- А как вы считаете, ОМКФ через сколько сможет стать той площадкой для восточноевропейского кино, что Берлинале - для западноевропейского?

 

- Вообще я думаю, что вы делаете все правильно. Мне очень понравилась организация, я был на многих фестивалях, где организация просто ужасная. Мне кажется, что они очень хорошо и четко работают. Опять-таки, выбор фильмов – когда я езжу по кинофестивалям по всему миру, я вижу фильмы, которые в Лос-Анжелесе показывали два года назад. Но здесь есть фильмы, которые до Лос-Анжелеа еще не добрались.

 

Фильм «У нас есть папа» еще не был в Голливуде, и я уверен, что он получит какую-то награду. «Меланхолию» еще у нас не показывали. "Гавр" сейчас идет в Лос-Анжелесе. На самом деле, люди, которые приходят на кинофестивали, не знают, что происходит в ЛА — вполне можно было показывать то, что уже было там и не напрягаться. Но они показывают нестандартное, не мейнстримное кино. И для меня как человека из ЛА - это очень далекое и экзотическое место, с которым хочется познакомиться.

 

И это очень красивый город. Это тоже очень важно, потому что люди, которые продвигают свои фильмы, ездят по разным местам. Красота города и хорошая организация могут стать для них основными причинами выбора именно этого фестиваля. И если в этом году Джон Малкович и Мария де Медейруш были здесь, и им понравилось, они расскажут другим.

 

- Нужно 5 или 10 лет, чтобы фестиваль вышел на этот уровень?

 

- Для Восточной Европы - вполне. Даже два года. Прежде чем я сюда приехал, у нас был репортер на Одесском фестивале, и он написал о нем большую статью. Это нелегко. И обычно, если выходит такая большая публикация, она начинает тренд. Точно так же и с фильмом - можно иметь все составляющие успешного фильма, но если нет магии - он не сработает. Я возвращаюсь с хорошим впечатлением.

 

Беседовал Алексей Беловол,
перевод Анны Иванченко

Комментарии

МультиВход
Для того чтобы иметь возможность комментировать, пожалуйста, авторизуйтесь через одну из социальных сетей:
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Проявляйте также уважение и толерантность к своим собеседникам даже в том случае, если Вы не разделяете их мнение. Ваше поведение в условиях свободы высказываний и анонимности, предоставляемых интернетом, меняет не только виртуальный, но и реальный мир.

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра Кронверк Синема
PUSK.UA